№ 15. Подростковый возраст или почему дети уходят из дома |
Дорогой читатель!
Вам известно, что одна из проблем современного общества, которой занимаются врачи, психиатры, психологи - это побеги несовершеннолетних детей из дома? И вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. Тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. На отрочество всегда смотрели как на период "бури и натиска". Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, даже написала: "Быть нормальным в период отрочества - само по себе ненормально". Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. И ему как никогда требуется наше понимание, а его отсутствие вызывает огромную боль, страдания и приводит к серьезным осложнениям во взаимодействии между нами. Известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто считает, что дети стали взрослыми, если они способны освободиться от родительского влияния, думая про себя приблизительно следующее: "Родители меня не принимают таким, какой я есть, тем хуже для них, я от них ухожу". И уходят без всякого чувства вины. А мы остаемся с болью, непониманием и растущей внутри тревогой: "Что с ними будет? Ведь у них нет никакого опыта? Мы же любим их и хотим им только добра?" - и так далее и тому подобное. Вы когда-нибудь задумывались, почему подростки так активно борются за право принимать самостоятельные решения? И почему родительская любовь не всегда созидательна, а может быть и разрушительной силой? В чем зло этой любви и как ее мож но направить в нужное русло? Почему дети уходят из дома?Письмо с форума e-psy.ru: Подскажите, как поступить? 14-летняя девочка уходит из дома. Первый раз ушла в марте, не ночевала одну ночь. Обращались в милицию. Тогда она просила прощения и постоянно повторяла, что никогда такое не повторится. В следующий раз ушла 27 июня. Искали 4 месяца. Нашли через передачу "Жди меня". Дома была 3 недели. Опять ушла. Не знаю что делать??? Возможно, я и допускала ошибки в методах воспитания. Дочка всегда обвиняла меня в том, что ей многое запрещают. Ее упрек звучал всегда так: "Всем все можно, только мне нельзя". Она пропускала занятия в школе, курила, иногда подворовывала (дома, у меня на работе, в секции плавания). Я ее наказывала, иногда рукоприкладством. Всегда говорила ей, что мои ограничения ради ее блага?. Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или "повернуть назад их развитие". Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Так почему же в человеческой природе заложена необходимость к способности принимать самостоятельные решения? Согласно Каббале, в мире ничего не может быть вредного, плохого. Творец создал нас в совершенном виде и затем специально постепенной деградацией снизил нас до земного уровня. Для того, чтобы мы самостоятельным желанием исправиться поднялись до наивысшего уровня. Мы должны сами довести желание к духовному до такого размера, чтобы смогли получить в него ощущение Высшего мира. Желание, которое дается свыше, не считается достаточным. Это единственное желание, которое человек должен сам доразвить и создать истинное желание к духовному. Что мы при этом делаем? Если мы поднимаемся с нашего уровня обратно до наивысшего, на котором зародились, мы при этом сами из себя создаем подобие Творцу. Для этого и созданы мы в таком нашем нехорошем состоянии, но со всеми свойствами и со всеми силами, необходимыми, ч тобы достичь совершенства. И здесь нет различия между людьми. Это неизбежно произойдет, то есть у нас нет ни малейшей возможности избежать и не "завершить этот долгий путь развития". Итак, нам важно понимать, что для формирования самостоятельности, для развития своего "Я", достижения впоследствии личностной зрелости, нашим детям необходимо "отделиться от семьи". И итогом такого отделения должен стать не разрыв подростка с семьей, а установление новых отношений, основанных не на принуждении, а на партнерстве. И роль родителей в этом процессе является ведущей. Созидательная и разрушительная сила родительской любвиМы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому что не всегда знаем , как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений. Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека, в противном случае снижает. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать положительную самооценку. В то время как древний закон воспитания гласит: "Воспитывай отрока по путям его", т.е. в соответствии с его природой. Любовь на человеческом уровне заключается в том, что я чувствую, выходя из себя, не свои потребности, не свои чувства, а потребности и чувства другого, и я тогда представляю собой инструмент для наполнения другого, я себя не принимаю во внимание, я только принимаю во внимание , а что хорошо для него. Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь любовь - в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь. Это любовь - забота по отношению к той уникальной энергии, которая одушевляет человека. Это любовь к воплощенной в другом способности принимать решения.
То, в чем ребенок действительно нуждается в подростковом возрасте, - это помощь, содействие и поощрение установки на принятие собственных решений. Предоставление ребенку любви этого рода - самое главное, что мы можем сделать для него. Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома. А впоследствии, вознаграждением для нас станут более близкие, чем прежде, совершенные взаимоотношения ме жду двумя независимыми людьми, родителем и ребенком! Удачи вам и большого желания к жизни!Конец 15 выпуска. |
« Пред. | След. » |
---|