№ 11. Свобода воли |
"Лишь тот достоин жизни и свободы, Иоганн Вольфганг фон Гёте
Что мы обычно подразумеваем под выражением "Свобода воли"?Свобода считается в нашем обществе высшим благом. За нее сражаются и погибают. Но что же, собственно это такое? Как правило, человек пытается добиться права поступать и жить так, как он считает нужным, согласно своему желанию и пониманию. Есть такой популярный тост: "Чтобы нам все было, и нам за это ничего не было". Вот так вкратце выражается суть нашего понимания свободы - свобода иметь все независимо от общества, от окружающих, будь то иноземные захватчики или неприятные соседи, мировой империализм или строгий начальник. Сидит мужик один перед бутылкой водки и сам с собой разговаривает: "Вот как так получается: сила есть! И воля есть! А силы воли нету?!" Анекдот анекдотом, но в нашем обществе все обстоит именно так. Регламентированы всякие права, свобода выбора, и мы даже как будто пользуемся этими правами, но кого ни спроси, свободным себя никто не ощущает.
Свободы нет??!!
"Меня окружают люди, не сделавшие - в этом смысле - собственного выбора:
Если мы проанализируем наши действия, мы обнаружим, что все они являются вынужденными. Дело в том, что природа поместила нас между наслаждением и страданием. И нет у нас свободы выбрать страдания или отвергнуть наслаждения. А все преимущество человека над животными состоит в том, что человек способен видеть отдаленную цель и поэтому готов согласиться на некоторую долю страданий, видя в будущем компенсирующее вознаграждение. Но на самом деле, тут нет ничего, кроме расчета, когда, оценив пользу, мы находим ее предпочтительней боли и согласны перенести боль ради наслаждения в будущем. Так мы идем на хирургическую операцию и еще платим за нее большие деньги, готовы много трудиться для обретения выгодной специальности. И все дело в расчете, когда, вычитая страдания из ожидаемого наслаждения, мы получаем определенный положительный остаток. Так устроены все мы. А кажущиеся нам безрассудными и не расчетливыми - романтики или жертвующие собой - не более чем люди с особым видом расчета, для которых будущее проявляется как настоящее, и столь явно, что во имя него они готовы сегодня пойти на необычные для других страдания, которые понимаются нами как жертва, подвиг. Но на самом деле и в этом случае организм сознательно или подсознательно производит расчет. Известно психологам, что в любом человеке можно изменить приоритеты, приучить его производить расчеты так, что из самого большого труса получится герой. В глазах каждого человека можно возвысить будущее настолько, что человек согласится на любые лишения ради него. Отсюда следует, что нет разницы между человеком и животными. А если так, то не существует свободного, разумного выбора. Кроме того, что нет у нас свободного выбора, мы также не выбираем сами и характер наслаждения. Это происходит не по нашему выбору и свободному желанию, а в соответствии с желаниями других. Мы не выбираем моду, образ жизни, увлечения, досуг, пищу и прочее - все это выбирается в соответствии с желаниями и вкусами окружающего общества. И не лучшей его части, а большинства. Ведь нам удобнее вести себя проще, ничем не обременяя себя, но вся наша жизнь скована условностями вкусов и манер общества, превращенными в законы поведения и жизни. А если так, то скажите: где же наша свобода?
"Ничто так не воодушевляет, как сознание собственного безнадежного положения"
В поиске настоящей свободы
"Вечная борьба духовной свободы человека с
Виктор Эмиль Франкл (1905-1997) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл говорил, что все человеческое обусловлено. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно поднимается над своей собственной обусловленностью, преодолевая ее, "трансцендируя" ее. Тем самым человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия. Мы все же хотим подчеркнуть тот факт, что человек как духовное существо не только сталкивается с тем, что он противостоит миру (как внешнему, так и внутреннему), но и занимает позицию по отношению к нему. Человек всегда может как-то "относиться", как-то "вести себя" по отношению к миру. В каждое мгновение своей жизни человек занимает позицию по отношению как к природному и социальному окружению, к внешней среде, так и к витальному психофизическому внутреннему миру, к внутренней среде. И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить! К способности человека "вставать над всем" принадлежит также его способность встать над самим собой. Проще говоря - как мы иногда это объясняем нашим пациентам, - я не обязан все время терпеть самого себя. Я могу отмежеваться от того, что есть во мне, причем не только от нормальных психических явлений, но и в определенных границах от психической патологии во мне. Я связан с обстоятельствами не просто как биологический тип или психологический характер. Ведь типом или характером я лишь обладаю; то же, что я есть, - это личность. Мое личностное бытие и означает свободу - свободу стать личностью. Это свобода от своей фактичности, свобода своей экзистенциальности. Это свобода стать иным.
Кочюнас Р. "Свобода и психотерапия"
Римантас Кочюнас - доктор психологии, директор Института гуманистической и экзистенциальной психологии (Литва). Чаще всего, когда говорим о свободе, имеем в виду возможность выбирать способы действий в жизни, "свободу делания" (R.May). С психотерапевтической точки зрения исключительно важной является свобода, которую R.May (1981) называл "сущностной". Это свобода выбрать свою установку по отношению к чему-то или к кому-то. Именно сущностная свобода является основой человеческого достоинства, так как сохраняется при любых ограничениях и зависит не столько от внешних обстоятельств, сколько от внутренней настроенности. Она прежде всего связана с умением увидеть парадоксальность окружающего нас мира и наших переживаний. Большинство из наших сущностных переживаний - тревога, любовь, вина, рождение, становление и конечность во времени всего происходящего в жизни - никогда не являются проблемами, которые мы должны решать, а парадоксами, которые должны осознать и пережить. Как говорил французский философ G.Marsel, "жизнь - это не проблема, которую мы должны решать, а тайна, которую мы должны раскрыть".
'Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор:
Конец одиннадцатого выпуска |
« Пред. | След. » |
---|