?> Интегральная психология - №29 Тупик цивилизации и поиск выхода

Интегральная психология

 
Главная arrow Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса arrow №29 Тупик цивилизации и поиск выхода
05.07.2013 г.
 
 
Психология для всех
Экономический кризис - психологические причины
Свобода воли
Восприятие реальности
Эволюция сознания
Любовь
Отношения
Эгоизм и альтруизм
Воспитание
Система душ
Профессионалам
На пороге новой психологии
Человек на стыке наук
Биографии авторов
Новые книги
Библиография
Контакты
Рассылки
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса
Подписаться на:
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса | RSS
E-mail:

Посетите Каталог Maillist.ru.

Рассылки Subscribe.Ru
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса

Рассылки@Mail.ru
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Психология 100

№29 Тупик цивилизации и поиск выхода Печать E-mail

Привет, дорогой читатель!

Снова мы с тобой встречаемся на страницах нашей неоднозначной рассылки. Не так давно большой резонанс вызвала статья директора аналитического центра газеты "Аргументы и факты" Вячеслава Костикова. Статья обнажает правду о российском бизнесе. Эта правда "ударила" в глаза благодаря разразившемуся кризису, хотя мы, конечно, знали это с вами и раньше, но не обращали внимания. И дело даже не в том, что наш бизнес им еет более звериное лицо, чем зарубежный, у них тоже хватает своих минусов. А дело в том, что нам надо что-то с этим делать, с этой открывающейся беспощадной правдой о нас.

Ну, и как всегда, психологический "разбор полетов" во второй части рассылки.


Хроники кризиса

Их профессия - Родину обчищать

Статья из АИФ №9 от 25 февраля 2009 00:05:00

Правильно говорят: нет худа без добра. Вернее - добра без худа. При всём драматизме, которым оборачивается кризис для населения, в нём есть по крайней мере одна позитивная сторона.

Он выставил на всеобщее обозрение того уродца, которого нам в течение 15 лет рекламировали как дитя российских реформ. Дитятя оказалось капиталистическим недорослем, к тому же жадным, ненасытным и вороватым. Хуже всего то, что в ходе 15-летнего обучения оно не усвоило уроков своих старших братьев - американского и европейского капитализма. Всё у него выходит (как сказал бы Черномырдин) через ж…

Якобы капитализм

Запад отреагировал на кризис укреплением доллара и евро, а наш рубль упал, и неизвестно, когда отожмётся. Американская экономика, как только у населения поубавилось денег, ответила резким удешевлением жилья, снижением стоимости кредитов (вплоть до нулевого процента) и падением цены на товары. А наш якобы капитализм?

Стоимость кред ита взлетела до небес. Банки ввели "заградительные тарифы" на ипотеку и, по сути дела, похоронили её.

В США, как только упали цены на нефть, торговцы мгновенно сбросили цены на бензин. В результате с лета в США бензин подешевел вдвое, а у нас за это же время подорожал почти на 10%.

В Европе владельцы ресторанов, опасаясь оттока посетителей, стали удешевлять меню. А владельцы магазинов и торговых сетей - цены на товары. В Великобритании в одном из известных лондонских ресторанов стали кормить и вовсе бесплатно, а деньги берут лишь за вино и пиво. У наших рестораторов и владельцев бутиков совсем другая мораль: лучше ободрать одного, чем обслужить десятерых.

Во всём мире торговля работает с оборота - то есть при небольшой марже дохода (5-6%) стараются продать как можно больше. Наш "буржуа" удавится, а цены не сбросит. У нас при рекордном урожае 2008 года хлеб продолжает дорожать. И не потому, что жаден крестьянин (ему-то как раз и недоплачи вают), а потому, что у нас вокруг любого мало-мальски успешного дела тут же заводится туча вшей-посредников.

Сейчас Москва пестрит рекламой «Есть такая профессия - Родину защищать». Но после того, что мы по ходу развития кризиса узнали о наших бизнесменах, смело можно сказать: "Есть в России такая профессия - Родину обчищать!"

Вячеслав Костиков директор аналитического центра "Аргументы и Факты"


Анализ причин кризиса и поиск выхода

Тупик цивилизации и поиск выхода

Всё в природе, кроме человека, потребляет лишь необходимое для своего существования. Тогда как человеческие желания, даже касающиеся простейших потребностей - пищи, секса, физического комфорта, – не ограничиваются необходимым. Самый простой и самый яркий пример: человек использует пищу отнюдь не только для поддержания жизни, как это делает животное. А ведь люди прекрасно знают, что количественная и качественная избыточность в питании приносит им вред, однако остановить их в огромном большинстве случаев это не может. Желания человека чрезмерны во всем.

И все-таки особенно ярко ненасытность человека, стоящего в природе особняком, проявляется в желаниях присущих только ему: в погоне за богатством, властью, почестями, славой, даже в погоне за информацией. Именно в этих желаниях человек эгоистичен, поскольку для их удовлетворения он использует общество себе подобных. Человек, в о тличие от животного, наслаждается, когда унижает другого, властвует над ним. Власть над ближним, которая идет тому во вред, смело можно называть квинтэссенцией человеческого эгоизма.

Эгоистическое использование человеком своих желаний приводит к угрожающему дисбалансу с окружающим миром. А потому "меценатский альтруизм", которое иногда мы замечаем, никак не может исправить мир, так как и его основой является природное, часто даже не осознаваемое стремление к личному удовлетворению. Внутренний изъян в отношении человека к человеку невозможно исправить "гуманитарной помощью". Чем больше мы материально помогаем, тем яснее видим, насколько мы далеки друг от друга на самом деле. Людям всё больше недостает понимания того, что их объединяет реально.

Привычное использование всех социальных желаний, лишь для достижения личного удовлетворения ведет к тупику в развитии. Высшее желание не реализуется, и это делает невозможным удержание гомеостаза – того б ольшого равновесия, за границами которого начинается распад социума и его смерть.

В течение тысяч лет человек постоянно увеличивает масштабы своих эгоистических стремлений, подталкивающих общество к развитию, к появлению новых общественных формаций, к развитию различных форм познания и творчества в сфере науки, культуры, воспитания, образования. А сегодня можно констатировать печальный итог неконтролируемого эгоистического развития: общество вступило в тот период, когда каждый мыслящий человек видит, что цивилизация зашла в тупик. А переход на новый уровень требует изменения вектора его желания с эгоизма на альтруизм.

Ведь именно глобализация заставила нас осознать, что сегодня и в планетарном общежитии все зависят от всех, и каждый определяет, каким будет наше общее будущее. Анализ показывает, что источником кризиса является базовая ошибка, заложенная в "программе" отношения человека к внешнему миру: к другим людям, к обществу, к вселенной. Снежн ый ком проблем, наросший за столетия действия этой ошибки, привел к тому, что современное человечество – это смертельно больной организм, который пожирает сам себя.

Условие перехода на последнюю ступень желаний

Если человек меняет вектор своего эгоизма с получения на отдачу, то его потребностью становится альтруизм, т.е. "отдавать ради отдачи". В его восприятии мир становится цельным, а все люди - близкими.

Необходимое условия новой цивилизации: чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей. Таким образом, чтобы каждый в мире ощущал, что он ответственен за всех.

Однако, если часть мира не захочет исполнять такое поручительство, а останется погруженными в эгоистические желания, то тем самым и остальных вынудят оставаться на этом уровне, без какой бы то ни было возможности выбраться из кризиса.

Образно можно сравнить поручительство с двумя людьми, плывущими в одной лодке. Вдруг один начал сверлить дыру в дне лодки под собой и на вопрос другого, зачем же он это делает, ответил: "Какое тебе дело? Я же сверлю дыру под собой, а не под тобой". На что второй сказал: "Глупец! Ведь, находясь в одной лодке, мы утонем вместе".

Однако невозможно прийти к всемирному поручительству одним скачком, а лишь медленным ступенчатым развитием. Как образно написано мудрецами: "Пока не склонится чаша весов на сторону заслуг" . То есть, в конце концов, каждый вносит свою лепту в процесс развития человечества, подобно тому, как взвешивающий семена кунжута добавляет по зернышку на чашу весов до тех пор, пока не закончит взвешивание. И конечно, каждое зернышко имеет значение, так как без него невозможно закончить взвешивание.

Таким образом, первое условие, действующее в новой цивилизации, то есть на последней ступени наших потребностей – это выход из своего "Я" и готовность отдавать всем, не делая между ними никакого различия. Так как все то, что находится вне человека, является для него одинаковым – далекое оно или близкое – и так он должен исправить себя для соответствия высшей ступени, выполнив это первое условие, позволяющее взойти на нее.

Решение

Основной показатель, характеризующий сегодня нашу цивилизацию, - это неспособность к актуализации высшей человеческой потребности. Отсюда ощущение утраты смысла жизни, ощущение пустоты существования.

Человечество стоит перед необходимостью выработать правильное единое решение – альтруистическое отношение к социуму и природе.

Необходимость в актуализации высшей потребности обязывает каждого индивида к альтруистической деятельности по отношению к той системе, частью которой он является. Если какой-либо и ндивид не подчиняется этому принципу жизни, принципу альтруизма, тем самым, он тормозит развитие.

Если мы осознаем, каким образом своими мыслями, своим внутренним "Я" каждый из нас влияет на мир, то поймем, почему мир так жесток к нам. Если мы выработаем методику взаимодействия друг с другом, то не сможем больше разрушать свою жизнь. И это будет началом новой цивилизации.

 
« Пред.   След. »
 
Top! Top!
?>