?> Интегральная психология - № 11. Свобода воли

Интегральная психология

 
Главная arrow Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса arrow № 9. Пространство человеческих отношений
30.08.2009 г.
 
 
Психология для всех
Экономический кризис - психологические причины
Свобода воли
Восприятие реальности
Эволюция сознания
Любовь
Отношения в обществе
Эгоизм и альтруизм
Воспитание
Профессионалам
На пороге новой психологии
Человек на стыке наук
Биографии авторов
Новые книги
Библиография
Контакты
Рассылки
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса
Рассылки@Mail.ru
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Психология 100

№ 11. Свобода воли Печать E-mail

"Лишь тот достоин жизни и свободы,
кто каждый день идет за них на бой"

Иоганн Вольфганг фон Гёте





С наступлением Весны тебя, дорогой наш читатель!
И с новым выпуском нашей рассылки!

Свобода! Что это за феномен? От чего или для чего свобода? Нужна ли она нам и вам? Давайте разбираться на страницах нашей сегодняшней рассылки.

 


 

Что мы обычно подразумеваем под выражением "Свобода воли"?

Свобода считается в нашем обществе высшим благом. За нее сражаются и погибают. Но что же, собственно это такое? Как правило, человек пытается добиться права поступать и жить так, как он считает нужным, согласно своему желанию и пониманию. Есть такой популярный тост: "Чтобы нам все было, и нам за это ничего не было". Вот так вкратце выражается суть нашего понимания свободы - свобода иметь все независимо от общества, от окружающих, будь то иноземные захватчики или неприятные соседи, мировой империализм или строгий начальник.

Сидит мужик один перед бутылкой водки и сам с собой разговаривает: "Вот как так получается: сила есть! И воля есть! А силы воли нету?!" Анекдот анекдотом, но в нашем обществе все обстоит именно так. Регламентированы всякие права, свобода выбора, и мы даже как будто пользуемся этими правами, но кого ни спроси, свободным себя никто не ощущает.


Природа не дает нам информации о том, в каких поступках мы действительно свободны, а в каких существует лишь иллюзия свободы. Природа позволяет нам ошибаться - как каждому человеку, так и всему человечеству. Зачастую мы приходим к разочарованию в своей способности изменить что-либо в этой жизни и в самих себе и оказываемся в состоянии полной растерянности относительно того, как дальше жить. И именно тогда, становившись, мы можем определить, на что же мы в состоянии влиять.

 

Свободы нет??!!

 

"Меня окружают люди, не сделавшие - в этом смысле - собственного выбора:
они позволили себе быть выбранными. Кого-то из них выбрали деньги,
кого-то символы высокого положения в обществе, кого-то работа; и я не знаю,
на кого из них грустнее смотреть - на того, кто понимает, что не сам выбрал,
или на того, кто не понимает. Вот почему я почти всегда чувствую себя
отделённым от большинства других людей, просто изолированным.
Временами я даже рад этому."

Дж. Фаулз

 










Если мы проанализируем наши действия, мы обнаружим, что все они являются вынужденными. Дело в том, что природа поместила нас между наслаждением и страданием. И нет у нас свободы выбрать страдания или отвергнуть наслаждения. А все преимущество человека над животными состоит в том, что человек способен видеть отдаленную цель и поэтому готов согласиться на некоторую долю страданий, видя в будущем компенсирующее вознаграждение.

Но на самом деле, тут нет ничего, кроме расчета, когда, оценив пользу, мы находим ее предпочтительней боли и согласны перенести боль ради наслаждения в будущем. Так мы идем на хирургическую операцию и еще платим за нее большие деньги, готовы много трудиться для обретения выгодной специальности. И все дело в расчете, когда, вычитая страдания из ожидаемого наслаждения, мы получаем определенный положительный остаток.

Так устроены все мы. А кажущиеся нам безрассудными и не расчетливыми - романтики или жертвующие собой - не более чем люди с особым видом расчета, для которых будущее проявляется как настоящее, и столь явно, что во имя него они готовы сегодня пойти на необычные для других страдания, которые понимаются нами как жертва, подвиг.

Но на самом деле и в этом случае организм сознательно или подсознательно производит расчет. Известно психологам, что в любом человеке можно изменить приоритеты, приучить его производить расчеты так, что из самого большого труса получится герой. В глазах каждого человека можно возвысить будущее настолько, что человек согласится на любые лишения ради него.

Отсюда следует, что нет разницы между человеком и животными. А если так, то не существует свободного, разумного выбора.

Кроме того, что нет у нас свободного выбора, мы также не выбираем сами и характер наслаждения. Это происходит не по нашему выбору и свободному желанию, а в соответствии с желаниями других. Мы не выбираем моду, образ жизни, увлечения, досуг, пищу и прочее - все это выбирается в соответствии с желаниями и вкусами окружающего общества. И не лучшей его части, а большинства.

Ведь нам удобнее вести себя проще, ничем не обременяя себя, но вся наша жизнь скована условностями вкусов и манер общества, превращенными в законы поведения и жизни. А если так, то скажите: где же наша свобода?

 

"Ничто так не воодушевляет, как сознание собственного безнадежного положения"

Альбер Камю



 


 

Почему все же каждый ощущает себя как индивидуальность? Что в каждом из нас есть особенного? Что же в нас мы все-таки можем независимо менять? Если оно существует, мы обязательно должны выявить его из всех остальных свойств, развивать только его, потому что все остальные будут реализовываться поневоле.

 

В поиске настоящей свободы

 

"Вечная борьба духовной свободы человека с
его внутренней и внешней судьбой и
составляет, по сути, человеческую жизнь"

В. Франкл

 

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997) - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества.

Франкл говорил, что все человеческое обусловлено. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно поднимается над своей собственной обусловленностью, преодолевая ее, "трансцендируя" ее. Тем самым человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия.

Мы все же хотим подчеркнуть тот факт, что человек как духовное существо не только сталкивается с тем, что он противостоит миру (как внешнему, так и внутреннему), но и занимает позицию по отношению к нему. Человек всегда может как-то "относиться", как-то "вести себя" по отношению к миру. В каждое мгновение своей жизни человек занимает позицию по отношению как к природному и социальному окружению, к внешней среде, так и к витальному психофизическому внутреннему миру, к внутренней среде. И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить!

К способности человека "вставать над всем" принадлежит также его способность встать над самим собой. Проще говоря - как мы иногда это объясняем нашим пациентам, - я не обязан все время терпеть самого себя. Я могу отмежеваться от того, что есть во мне, причем не только от нормальных психических явлений, но и в определенных границах от психической патологии во мне. Я связан с обстоятельствами не просто как биологический тип или психологический характер. Ведь типом или характером я лишь обладаю; то же, что я есть, - это личность. Мое личностное бытие и означает свободу - свободу стать личностью. Это свобода от своей фактичности, свобода своей экзистенциальности. Это свобода стать иным.

 


 

Кочюнас Р. "Свобода и психотерапия"

 

Римантас Кочюнас - доктор психологии, директор Института гуманистической и экзистенциальной психологии (Литва).

Чаще всего, когда говорим о свободе, имеем в виду возможность выбирать способы действий в жизни, "свободу делания" (R.May). С психотерапевтической точки зрения исключительно важной является свобода, которую R.May (1981) называл "сущностной". Это свобода выбрать свою установку по отношению к чему-то или к кому-то. Именно сущностная свобода является основой человеческого достоинства, так как сохраняется при любых ограничениях и зависит не столько от внешних обстоятельств, сколько от внутренней настроенности. Она прежде всего связана с умением увидеть парадоксальность окружающего нас мира и наших переживаний. Большинство из наших сущностных переживаний - тревога, любовь, вина, рождение, становление и конечность во времени всего происходящего в жизни - никогда не являются проблемами, которые мы должны решать, а парадоксами, которые должны осознать и пережить. Как говорил французский философ G.Marsel, "жизнь - это не проблема, которую мы должны решать, а тайна, которую мы должны раскрыть".

 


 

Пора подводить итоги нашему краткому психологическому исследованию.
Итак:

'Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор:
или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни,
страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо
страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации'

Абрахам Маслоу

 

Природу человека можно представить в виде 3-х частей:

1. животная часть проявляется в телесных желаниях пищи, секса, семьи, крова (есть в каждом человеке независимо от общества);
2. человеческая часть выражается в желаниях богатства, почестей, власти, знаний (в этом мы зависим от общества);
3. духовная часть - желание высшего (оно возникает в нас из ощущения смерти, незавершенности жизни, неизвестности источника ее происхождения, поиска смысла жизни).

 

Животная и человеческая части в нас не существуют сами по себе, и их роль - способствовать реализации нами третьей части - духовной. Все действия человека оцениваются только в мере их связи с его духовной частью, именно она должна пройти изменения.

В поступках, связанных с действиями в частях первой и второй, мы лишены свободы воли, они жестко заданы в нас. Но, выбирая поступки в своем духовном развитии, мы тем самым определяем все остальные наши состояния в частях первой и второй (животной и человеческой) и, конечно же, в части третьей.

 

Успехов Вам в поиске себя и своей свободы!

 

Интегральная психология
Свобода воли

 

Конец одиннадцатого выпуска

 
« Пред.   След. »
 
Top! Top!
?>