?> Интегральная психология - Августа Шестакова. Эгоизм и альтруизм в базовых психологических теориях личности

Интегральная психология

 
Главная arrow Эволюция сознания arrow Шестакова А. Анализ базовых теорий развития личности
06.04.2014 г.
 
 
Психология для всех
Экономический кризис - психологические причины
Свобода воли
Восприятие реальности
Эволюция сознания
Любовь
Отношения
Эгоизм и альтруизм
Воспитание
Система душ
Профессионалам
На пороге новой психологии
Человек на стыке наук
Биографии авторов
Новые книги
Библиография
Контакты
Рассылки
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса
Августа Шестакова. Эгоизм и альтруизм в базовых психологических теориях личности Печать E-mail

Развитие личности в переходе от эгоистических свойств к альтруистическим (анализ базовых психологических теорий)

Психологическая и психотерапевтическая культура все активнее входит в современную действительность. Все чаще можно услышать, что та или иная семья обращается за помощью к психологу или тот, или иной человек проходит психологический анализ на протяжении уже нескольких лет. А этот человек посещает группы личностного роста.

К чему стремятся эти люди? К чему ведут их психологи? А что происходит с человеком, который не обратился вовремя за помощью к психологу? Он не достигнет личностного развития? А знают ли сами психологи, к чему они ведут своих пациентов?

Иногда создается впечатление, что психологическая помощь превращается в образ жизни, в зависимость, в виртуальную реальность, в которой человеку находиться комфортнее, чем в своей собственной жизни. Может быть, есть более эффективные и короткие пути решения психологических проблем человека? Ведь если определить, в чем цель развития человека и что толкает его к дальнейшему развитию, можно будет использовать эти знания для скорейшего достижения поставленной цели. И сам человек, заинтересованный в собственном развитии сможет взять ситуацию в свои руки.

Данная работа представляет собой попытку анализа базовых психологических теорий с целью определить, что стоит за понятиями источник активности, побуждающий человека к личностному и духовному росту и конечная точка развития личности. Необходимо так же определить суть этих понятий.

В данном обзоре будут представлены основные идеи следующих теорий:

  • Классический психоанализ З.Фрейда
  • Аналитическая теория К.Г. Юнга
  • Психоаналитические теории личности: А. Адлер, Э Фромм, К. Хорни
  • Организмические теории личности: А. Маслоу, К. Роджерс
  • Экзистенциальная концепция Л. Бинсвангера и М. Босса
  • Телесно-ориентированная концепция личности В. Райха
  • Гештальт терапия Ф. Перлза
  • Теория личности У. Джеймса
  • Концепция идентичности Э. Эриксона
  • Концепция Психосинтеза Р. Ассаджиоли
  • Концепция Ф. Василюка

Итак, в чем на самом деле находится источник активности, побуждающий человека к личностному и духовному росту, и к чему стремится личность в своем развитии? Попробуем заглянуть внутрь этих определений.

Сразу хочу предупредить, что автор каждой теории личности применяет термины, свойственные его теории, и я не стала их изменять, чтобы не искажать смысл. И не стала их пояснять, т.к. пришлось бы в данной работе приводить эти концепции в развернутом виде, что не является целью данной работы. Так что, если появятся вопросы, что-то покажется непонятным, прошу обращаться к источникам представленных теорий.

Определение источника активности и конечной точки пути личностного роста - два этих критерия необходимо рассмотреть вместе, поскольку они взаимозависимы. Конечная точка пути представленная в той или иной теории личности определяет и источник активности, побуждающий личность к развитию.

В рассмотренных концепциях в отношении конечной точки пути было выявлено несколько различных точек зрения. Согласно одной из них, в результате развития человек становится полноценным членом общества и, соответственно, источником активности, толкающим его к развитию, является окружающее его общество.
Вторая точка зрения состоит в том, что источник активности, побуждающий личность к развитию, находится внутри самой личности. Третья точка зрения состоит в том, что конечного этапа развития личности не существует, конечная точка пути трансцендентна и, соответственно, побуждающий к развитию источник тоже трансцендентен.

К первой точке зрения в полной мере относятся теории А. Адлера и З. Фрейда. Хотя под стремлением к превосходству Адлер и подразумевает нечто схожее с юнгианским представлением о самости или принципом самоактуализации Гольдштейна, особенность его «стремления к совершенной исполненности» (№12, с.144) заключается в том, что оно социализировано. Компенсация индивидуальной слабости, на которую направлено стремление к превосходству, осуществляется путем работы во имя общего блага людей. Социальный интерес - истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей человеческих индивидов» (1929). Как пишет Адлер, на более высоких стадиях развития в стремлении к превосходству на место сугубо личных амбиций и эгоистичных достижений приходит идеал совершенного общества. Так же как и стремление к превосходству, социальный интерес Адлер считает врожденным. Как и любой задаток, эта природная предрасположенность не проявляется спонтанно: для этого необходимо руководство и обучение.

По З. Фрейду целью развития является приручение или преодоление естественной природы человека в соответствии с социально приемлемыми требованиями. В результате прохождения четырех стадий психосексуального развития человек превращается в ориентированного на реальность социализированного взрослого.

Теории К. Хорни и К. Роджерса сходятся в том, что источник активности, побуждающий личность к развитию, находят внутри самой личности. К. Хорни пишет, что «...если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки. При этом он будет развивать уникальные живые силы своей реальной сущности...» (№13, с.50). Директивное воздействие социального окружения, так же как и стремление личности к бесконечному, Хорни считает основным источником неврозов.

К. Роджерс пишет, «что в некотором предельном смысле целью человека является стать «самим собой» (1959), (само актуализированной или целостной личностью). Линии самоактуализации заданы наследственно. По мере развития организм становится более дифференцированным, развитым и автономным.
Роджерс и Хорни уделяют большое значение негативному воздействию социальной среды на формирование уникальной личности индивидуума.

Точки зрения авторов, которые я собираюсь представить ниже, сходятся в том, что личность побуждается к росту стремлением к чему-то запредельному, выходящему за рамки нашего материального мира. Можно сказать, что этот источник находится с «другой» стороны фронтальной личности, нежели общество, окружающее человека.

Для К. Юнга, В. Райха, А. Маслоу и Р. Ассаджиоли общим является понятие самости. Они считают основной силой мотивирующей человеческое поведение, достижение самости. Именно самость, по их мнению, является целью человеческой жизни и заставляет искать индивида целостности. Однако все они говорят еще об одном шаге на пути духовного совершенствования, а именно шаге за пределы своей самости.

К. Юнг говорит, что когда благодаря процессу индивидуации достигается внутреннее многообразие, дифференцированные системы затем интегрируются посредством трансцендентной функции (Юнг, 1916). Цель трансцендентной функции - раскрытие сущности человека и «реализация - во всех ее аспектах - личности, изначально сокрытой в эмбриональной зародышевой плазме; продуцирование и раскрытие изначально потенциальной целостности» (Юнг 1943).

Юнг также говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: «в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание - это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром» (№15,с.56). «Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия» (К.Г. Юнг, 1928).

В. Райх пишет, что цель роста - становление более свободным и открытым человеческим существом, взаимодействующим с самостью. «Проникая в глубиннейшие глубины и полнейшую степень эмоциональной интеграции самости, мы не только переживаем и чувствуем, мы учимся понимать, хотя бы смутно, значение работы космического океана оргона, мельчайшей частью которого мы являемся» (В. Райх, 1949).

Зрелость или самоактуализацию А. Маслоу определяет как уход вверх от потребностей в ликвидации дефицита. Это состояние он определяет как мета мотивированное и считает его синонимом обретения своей самости, обретения «подлинности», полноценности. «Как это ни парадоксально, но само актуализация (в смысле обретения автономности) предоставляет человеку большую возможность подняться над своей самостью, самоуверенностью и эгоизмом. Самореализующемуся человеку легче стать гомономным, то есть стать частью чего-то большего, чем он сам. Необходимо говорить об уровнях гомономии (все большей зрелости) и отличать «низкую гомономию» (страха, слабости и регресса) от «высокой гомономии» (отваги, уверенности в себе и полной автономности)...» (А. Маслоу, 1968).

В последние годы своей жизни Маслоу заявляет о существовании потребностей, выходящих за рамки самореализации - трансцендентальных или транс персональных потребностях. По мнению Маслоу, эти транс человеческие потребности сосредоточены вокруг космоса, религии и мистического царства бытия.

Целью психосинтеза Р. Ассаджиоли является достижение человеком «органического единства» (№1,с.43). Достижение такого единства Ассаджиоли рассматривает на нескольких уровнях. На уровне личного психосинтеза задача состоит в том, чтобы помочь человеку найти свой собственный путь от «эгоцентричного», «эмоционально искаженного» видения нормальной человеческой жизни к объективному, здравому и разумному взгляду на нее. Результатом духовного психосинтеза является «способность человека предвосхищать и все полнее испытывать состояние сознания постигшего свою подлинную самость индивида. Это состояние радости, безмятежности, ощущения внутренней безопасности, чувства спокойной силы, ясности ума и любви ко всему сущему. В своих высших аспектах это постижение сущности бытия, приобщение ко Всеобщей Жизни и отождествления с ней» (№1, с.60)

«С еще более широкой и всесторонней точки зрения вся жизнь вселенной предстает перед нами как борьба между множественностью и единством, как усилие и стремление к единению. У нас возникает ощущение, что Дух (представляется ли он нам божественным существом или космической энергией), который действует в тварном мире, привнося в него порядок, гармонию и красоту, а так же объединяя всех существ узами любви, осуществляет - медленно и неслышимо, однако верно и неотвратимо, не что иное, как Высший Синтез» (№2, с.37).

Концепции Ф. Перлза. Э. Фромма, Э. Эриксона и экзистенциальных психологов близки по своей сути рассмотренным выше концепциям. Основное их отличие заключается в том, что они не считают целью жизни достижение самости, как особого состояния сознания. По Перлзу «самость означает просто тебя самого - к лучшему или к худшему, в болезни и в здоровье, и ни чего больше». У Фромма существует понятие личности, под которой он понимает целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивидуума и делающих его уникальным.

Ф. Прелз определяет психологическое здоровье и зрелость, как способность перейти от опоры на среду и манипулирование средой к опоре на себя и саморегуляции. Идеальный же человек, по мнению Перлза должен быть вне «характера» (с характером Перлз соотносит систему «атрофированных», «фиксированных» реагирований, мешающих органическому функционированию). Идеальный человек «должен функционировать на трансперсональном уровне» (№7, с.203). Под термином «трансперсональный» понимается то, что лежит вне личности, «персоны». Здесь Перлз проводит аналогию с коллективным бессознательным К. Юнга в противопоставлении с бессознательным «личным». Основным путем к достижению трансперсонального уровня является осознанность. Перлз писал, что осознанность трансперсональна сама по себе. Другим путем достижения транс персонального выступает открытость: знание того, что нам дано здесь и сейчас в наших полях переживаний позволяет нам принять переживания, отказавшись от стандартов и ожиданий. И поскольку такая открытость вскрывает ментальное содержание, она находится, опять-таки, в транс персональной сфере. Особым аспектом открытости в гештальт-терапии является принятие не переживания: принятие «ничто». Перлз описывал успешный терапевтический процесс, как процесс «ведущий от стерильного вакуума» к «вакууму плодородному» (№7, с.205). Нередко гештальт-терапевт может наблюдать последовательность:: ничто - психологический взрыв, похожий на частичную смерть - возрождение. Это является именно тем транс персональным процессом, в котором Перлз видел суть терапии и даже смысл жизни.

Согласно теории Э. Эриксона, на каждой стадии развития идентичности человек делает выбор между двумя альтернативными решениями возрастных и ситуативных задач развития. Характер этого выбора зависит как от самой личности, так и от оказываемого на нее влияния социального окружения. От каждого такого выбора зависит успешность или не успешность последующей жизни индивида. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности. Схематично путь роста по Эриксону можно обрисовать так: достижение идентичности, преодоление границ идентичности, достижение действительной индивидуальности и одновременный шаг за ее пределы..

Экзистенциальная психология подходит к человеческому существованию, полагая, что люди суть в мире, у них есть мир и они стремятся выйти за его пределы (Бинсвангер). Говоря о «бытии-за-пределами мира», Бинсвангер не подразумевает бытие в ином мире (в раю), но имеет в виду различные возможности человека в трансцендировании из мира пребывания и выход в новый мир. Люди могут и стремятся к этому - реализовать все возможности своего бытия. Ведь только актуализируя свой потенциал, люди могут жить аутентичной жизнью.

Э. Фромм целью человека считает стремление к «высшей степени бытия»: « избавление от пут, привязывающих нас к своему «я», от эгоцентризма, от такого способа существования, когда главным является обладание, для того, чтобы достичь всей полноты бытия» (№10, 269). Основная характеристика «бытия» по Фромму - внутренняя активность, в смысле продуктивного использования своих человеческих потенций. «Быть» - значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия или, пользуясь выражением мистиков, стать «незаполненным» и «нищим» (№31, с. 291).

У. Джеймс приходит к выводу, что за стремлением к росту личности лежит некий резервуар опыта (латентного или уже реализованного). Фундаментальным выражением этой внутренней сути был для Джеймса религиозный опыт. Он писал, что переживания такого рода опыта принадлежат к более глубокой жизненной сфере, чем интеллектуальная сфера: «Впечатления, импульсы, эмоции и возбуждения, которые мы таким образом получаем, помогают нам жить, они создают непреодолимое убеждение в мире за пределами чувств, они смягчают наши сердца и придают значение и ценность всем, делая нас счастливыми» (№5, с.50).

Российский психолог Ф. Василюк не рассматривает личностного роста, как такового. Он описывает «внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир» (№4,с. 46), как наиболее развитый компонент психологического мира человека. Специфика жизненного мира данного типа состоит в том, что в нем возникают особые проблемы по согласованию требований надситуативности с условиями и ограничениями ситуативности. Т.о. основным отличием наиболее развитого жизненного мира является появление категории надситуативности. Содержание надситуативности составляют: во-первых, внепространственные и вневременные ценности; а во-вторых, все более или менее отдаленные замыслы, цели, намерения, ожидания, планы, обязательства и т.д., которые непосредственно не входят в данную пространственную ситуацию, но при определенных условиях обнаруживают с ней некоторую связь.

Еще одной особенностью «внутренне сложного и внешне трудного» жизненного мира является особая «стратегия творческого переживания» критических ситуаций (когда замысел жизни оказывается основанным на ложных ценностях и дискредитируется вместе с ними самим опытом своего осуществления) (№4, с.98). Эта стратегия состоит в достижении особого внутреннего состояния --состояния готовности пожертвования любым из своих мотивов. В ситуации непосредственного столкновения с внешними трудностями и опасностями происходит движение от себя, сосредотачивающее все душевные и физические силы человека не на достижении собственного счастья, благополучия, безопасности, а на служении высшей ценности. Предельная точка этого движения - состояние безусловной готовности к самопожертвованию, «абсолютно очищенное от любых эгоистических фиксаций состояние полного самозабвения» (№10, с. 90). Это состояние изнутри «прорывает» ситуацию невозможности, т.к. в нем получают смысл «безрассудные», а на деле единственно осмысленные в подобной ситуации действия, создается психологическая возможность подвига.

Итак, рассмотренные нами концепции личности, относительно точки зрения на источник активности, побуждающий человека к развитию и конечную точку пути, разделились на следующие группы:

  1. Теории, считающие побуждающим к развитию человека фактором - окружающее человека общество:  теории А. Адлера и З. Фрейда. Человек стремится стать более полноценным членом общества и уже зависит от общества, какие ценности будут переданы человеку и, соответственно, как далеко пойдет он в своем развитии. Задача же человека - преодолеть себя и включиться в общество.
  2. Теории, находящие источник развития личности внутри самой личности - теории К. Хорни и К. Роджерса. Они говорят о том, что в человеке задана некая программа развития личности, и человек стремиться ее реализовать, во что бы то ни стало. Если в ходе своего развития личность наталкивается на непонимание или неприятие со стороны окружающих его близких людей, развитие этой программы затормаживается, а может и вовсе пойти по пути деградации. Т.е., чем сильнее развито «эго» одного человека, тем сильнее оно будет подавлять «эго» другого, тем меньше будет возможностей у другого «эго» реализовать свою собственную программу развития.
  3. Теории, в которых основной мотивирующей силой является достижение самости, а так же рассматривается шаг за пределы своей самости: это теории К. Юнга, В. Райха, А. Маслоу, Р. Ассаджиоли и Э. Эриксона. Данные авторы говорят о том, что на пути своего развития человеку сначала необходимо стать полноценным человеком в общепринятом смысле этого слова (доразвить свое эго до необходимого уровня). А вот когда это достигнуто и этого оказывается мало, человеку открываются новые перспективы его развития и эти перспективы связаны с развитием «альтруистических» свойств в человеке в наивысшем их понимании.
  4. Теории, в которых основным источником активности является стремление человека к преодолению себя и достижению «абсолютного очищения от любых эгоистических фиксаций»: теории Перлза, Э. Фромма, экзистенциальных психологов, У. Джеймса, Ф. Василюка. Естественно, это стремление возникает не у каждого человека и не на пустом месте, а в результате определенного опыта жизненных переживаний, человек приходит к выводу и ощущению, что развитие, основанное на эгоистических тенденциях - тупиково, что оно не позволяет сделать следующий шаг и перейти к качественно новому этапу его развития.

На самом деле, деление теорий на эти группы более, чем условно. Во всех теориях прослеживается одна общая тенденция: природа человека эгоистична в своей основе, направлена на удовлетворение интересов только самого индивида. При ущемлении этих интересов, человек испытывает страдания. И это то, что происходит с каждым человеком. Для преодоления этих страданий человеку необходимо выйти на новый качественный виток своего развития.

Исходя из проведенного анализа базовых психологических концепций личности, можно сделать вывод, что вектор развития человека направлен в сторону преодоления узких рамок собственного эгоизма. Этот вектор указывает нам на достижение нового качества человека. Это качество можно назвать качеством альтруизма или как-то иначе. Но суть его состоит в выходе из эгоистической природы. Подводя итоги данной работы можно сказать, что внутри рассматриваемых нами определений «источник развития личности» и «конечная точка развития личности» мы обнаружили два феномена «эгоизм» и «альтруизм». И как оказалось, именно отношение авторов, к этим двум феноменам этот то общее, что лежит в основе их различных теорий. Конечную точку развития личности можно определить, как достижение особого состояния свободы от порабощения собственными эгоистическими интересами. А толчком к достижению следующего этапа развития личности является невыносимое ощущение страдания, невозможность находиться более в тех эгоистических качествах, которые есть у человека на сегодняшний день.

А если это так, то перед психологами открывается обширное поле деятельности по изучению этих феноменов: эгоизма и альтруизма на практике. Перед нами стоит задача поиска путей перехода человека из одного состояния в другое: разработка новых психологических и психотерапевтических методов помощи человеку, страдающему от своего эгоизма.

Литература

  1. Ассаджиоли Р., Психосинтез. Ваклер. 1997.
  2. Адлер А., индивидуальная психология // История зарубежной психологии. М. 1986.
  3. Бинсвангер Л., Случай Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал.1993, №3
  4. Василюк Ф., Психология переживания. М. 1991.
  5. Джеймс У., Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
  6. Маслоу А., Психология бытия. Ваклер. 1997.
  7. Норанхо К., Гештальт-терапия. Воронеж. 1995.
  8. Перлз Ф., Гештальт-терапия дословно // Московский психотерапевтический журнал. 1994, №3.
  9. Роджерс К. , Клинт-центрированная терапия. Ваклер.1997.
  10. Фромм Э. Иметь или быть. Минск. 1997.
  11. Фрейд З., Введение в психоанализ. М. 1991.
  12. Холл К. Линдсей Г. Теории личности. М. 1997.
  13. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб. 1997.
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996.
  15. Юнг К. Структуры психики и процесс индивидуации. М. 1996.
  16. Юнг К. Синхронистичность. Ваклер.1997.
 
« Пред.   След. »
 
Top! Top!
?>