?> Интегральная психология - Михаэль Лайтман. Социальная Модель Дойча - взгляд каббалиста

Интегральная психология

 
Главная arrow На пороге новой психологии arrow Михаэль Лайтман. Социальная Модель Дойча - взгляд каббалиста
06.07.2013 г.
 
 
Психология для всех
Экономический кризис - психологические причины
Свобода воли
Восприятие реальности
Эволюция сознания
Любовь
Отношения
Эгоизм и альтруизм
Воспитание
Система душ
Профессионалам
На пороге новой психологии
Человек на стыке наук
Биографии авторов
Новые книги
Библиография
Контакты
Рассылки
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Психология 100

Михаэль Лайтман. Социальная Модель Дойча - взгляд каббалиста Печать E-mail

Необходимо понять, как человек взаимодействует с социумом в частности и с мирозданием, в общем. Для этого мы взяли за основу «социальную модель Дойча», то есть на поставленные задачи взглянули с точки зрения каббалистической теории.

Вопрос 1: Являются ли люди просто умными животными или же социальное взаимодействие, постоянная необходимость сотрудничать друг с другом формирует в них особые, не присущие животным психические свойства?

Ни то, ни другое, ни третье. То есть, являются ли люди просто умными животными – это верно. Но, кроме того, что они в некотором смысле являются как животные в какой-то одной из своих частей, кроме этого у них есть высшая цель, которая вынуждает их к совершенно другому поведению.

И то общественное поведение, которое люди реализуют, оно в итоге призвано (сначала не осознанно ими, а затем осознанно) привести их к цели творения.

И это сотрудничество между людьми формирует в них особые свойства в зависимости от ближнего. Желание использовать ближнего ради себя, а затем переход к желанию отдачи ближнему ради себя, затем к отдаче ближнему ради Творца. И это является конечной целью развития человека. Во всем, кроме своей животной сути, он является высшим духовным существом, и вся его общественная коммуникация построена только на законе отдачи.

Человек во всех своих связях с обществом ошибается и постоянно не знает, как ему собой владеть, поскольку, если бы он знал, что все его общественные связи должны быть «завязаны» на Творца, он бы не ошибался. А поскольку не знает этого, а пытается перевести все эти общественные связи на себя, вопреки общему глобальному закону природы, то, естественно, оказывается постоянно в ошибках, проигрышах.

Вопрос 2: Определяется ли поведение человека эгоцентрическими мотивами или же интересы других людей могут быть для него столь же важными и близкими, как и личные?

Все поведение человека – эгоцентрично. Интересы других людей могут быть приняты им во внимание совершенно никак, если только не являются инструментом для самореализации, самонаполнения всех его эгоцентрических интересов, мотивов. Но если он принимает во внимание целевое свое развитие, если он понимает, что цель его развития – это достижение наивысшей ступени – Творца, то тогда он начинает взаимодействовать с другими в совершенно ином ключе, то есть, способен и готов посчитаться всеми своими эгоцентрическими мотивами и принять интересы других людей выше своих, потому что именно это – средство, орудие для достижения ступени Творца.

Вопрос 3: Является ли поведение человека преимущественно иррациональным и закрепляющимся под влиянием случайных наказаний и поощрений, или же человек осознает и организует свое поведение на основе опыта?

Мы видим, что на протяжении тысяч лет своего существования человечество никоим образом не может накопить никакого опыта. И даже то, что человечество пытается накопить, то есть создать какое-то подобие этики или то, что называется «мораль», то есть систему воспитания, основанную на предупреждении, на получении, на выработке каких-то полезных навыков, мы видим, как это совершенно не работает в рамках нашего мира. Потому что общая цель развития человека такова, что не позволит человеку эгоистически устроиться в этом мире. Высшее управление, высшая цель – достигнуть подобия Творцу, не позволит человеку и человечеству создать любое нормально функционирующее общество на каких-то иных, так называемых человеческих отношениях между собой.

В любом случае – это пойдет против природы, потому что человек желает достичь всего этого чисто эгоистически, отгораживаясь от Творца, а цель Творения поставлена так, чтобы вывести его на так называемый уровень Творца, то есть на высшую ступень. Природа не даст человеку замкнуться в рамках нашего мира. И все наши попытки построить какие-то системы правильного поведения, организации между собой, правильной коммуникации, ничего не дадут, и поэтому мы видим, что, несмотря на тысячи лет нашего опыта в этом мире, человечество ничему не учится. Не учится, потому что слепо, и хотели бы научиться, ведь никто не хочет делать плохих поступков, но не в состоянии их не делать, потому что природа вынуждает нас к этому. Природа постоянно ставит нам подножку. Пока человек не будет выполнять все свои действия целенаправленно, принимая во внимание цель, мотивировав только этим, никакое действие не будет правильным – все будет заканчиваться ошибками и горькими ощущениями.

Вопрос 4: Предопределено ли поведение человека биологически, или же форма и содержание его поступков детерминируется, главным образом, социальными условиями?

Это нам только кажется, что социальные условия действуют как-то на человека. Конечно, внешний образ поведения человека – он вписывается во внешний образ его окружения, но внутренний смысл не меняется совершенно. Ни в одном поколении это не менялось и не изменится. Это могут быть и первобытные общества и более прогрессивные формации – это совершенно не важно. То есть вопрос в чем: причина поведения человека биологическая или зависит от социальных условий?

Я бы не отрывал одно от другого, потому что все это управляется одной силой, которая проявляется и в нас и вне нас. Есть у нас наша суть и законы развития этой сути. Есть внешняя среда и законы развития внешней среды. И на сопоставлении моих, так называемых, допустим, биологических условий, то есть моей сути, моего внутреннего гена, допустим, генома, не важно, как это называть, и его законов развития, и на сопоставлении внешней среды и законов ее развития, я, в принципе, и развиваюсь. Мы взаимосвязаны, потому что они управляются одной общей силой природы, которая должна меня привести в рамках того общества, в которое меня помещают, к определенной цели.

Еще можно сказать, что общество влияет на меня, или я, таким образом, меняюсь изнутри воспринимаемого мною общества. Это не имеет значения. И то и другое от меня не зависит. И мое восприятие общества тоже не зависит от меня. От меня зависит только единственное: могу ли я себя во всем этом внутреннем и внешнем воздействии на свое «Я» целенаправленно устремить. И тогда все мои поступки, какие бы они ни были, они будут правильными. Какие бы они ни были, если они не связаны с целью, они будут всегда ошибочными.

Вопрос 5: Является ли поведение взрослого человека в основном следствием пережитого в детстве, или же человек развивается и изменяется под воздействием окружающей среды в течение всей жизни?

Человек развивается не под воздействием пережитого в детстве – это просто его внешняя форма. Он может всю жизнь при этом быть в каких-то проблемах внешних, накладывающихся на него, не важно. Но развитие его в онтогенезе – оно задано его внутренним духовным геном, и если он правильно выбирает для себя правильную окружающую среду в соответствии с целью, выбирая извне то воздействие, которое ему поможет быстро достичь цели, то тогда его воздействие будет верным. Если нет, то будет неверным. Но все равно, что значит неверным? Оно будет идти к цели, но очень, очень запутанным путем, кругами.

Но, в любом случае, это не определяется его какими-то пережитыми в детстве ощущениями, они могут дать человеку, наложить на него очень серьезные проблемы, но, несмотря на эти проблемы, он все равно будет развиваться. Они дадут ему только какие-то определенные константы его поведения – паттерное поведение, штампы.

Если Творец совершенен, то любое Его действие, даже в нашем восприятии, обязано ощущаться нами как совершенное? Каббала отвечает на этот вопрос: именно действия Творца совершенны всегда и во всем, но человек не в состоянии ощутить их таковыми, пока не исправит свои органы ощущений – лишь тогда он почувствует совершенство Творца, свое совершенство и совершенство своего состояния, ведь все совершенно кроме нашего восприятия. Изменить наше восприятие – наша задача и работа в этом мире. Достичь истинного ощущения нашего Создателя - цель духовной работы человека.

Принцип причинности в каббале

Сама каббала как наука говорит, что цель исследования высшего, скрытого изначально от нас раздела мироздания, заключается в выявлении причинно-следственных связей во всем мироздании. Не сам по себе объект интересует нас, а связи между объектами, причем во всем их многообразии и бесконечности вариаций. Этой причиной является высшая сила – Творец или высший управляющий принцип, а затем следующие из него действия нисходят сверху вниз, каждое действие, естественно, порождает свою причину. Четкость причинно-следственных связей в каббале – она настолько явно проявляется, настолько довлеет над любым другим изучением, подходом, что это, в принципе, самое главное, что мы изучаем.

Почему это главное? Потому, что, если в нашем мире, в той области нашего мироздания, которую мы постигаем, мы можем постичь сам материал, мы можем постичь его свойства сами по себе, а затем его взаимодействия и что из него вытекает и т.д.

Поэтому в подготовительном периоде, когда человек изучает каббалу только для того, чтобы войти в ощущения, в исследование высшего мира, получается, что он изучает, в принципе, голые формулы причинно-следственных связей.

Можно сказать, что причиной поиска Творца, является стремление человека к наслаждению. Наивысшее наслаждение – это ощущение слияния с Творцом, то есть полное подобие, полное равновесие между творением и Творцом. Можно сказать, что причиной является потребность в этом наслаждении.

Это происходит потому, что творение создано противоположным Творцу, но устремлено к нему изначально, в попытке уподобиться по свойствам, стать тождественным. И это является нашим двигателем. Это стремление не дает нам покоя. На любых уровнях, в любых обстоятельствах, чего бы мы не хотели, мы бессознательно устремлены к высшему.

Поиск смысла

Каббала, изучает вопрос о смысле жизни, начинается все с этого вопроса. Часто человек просто не осознает этого вопроса, задает его подсознательно. Это может быть вопрос куда пойти, что почитать, чем заняться, на ком жениться – это «малые смыслы», но в итоге вся наша деятельность детерминирована высшем смыслом, который соотносится с пониманием связи субъекта, как духовной субстанции и Бытия. Человек может и не найти ответа на этот вопрос, но вся его деятельность может быть некоторой формой выражения этого вопроса.

Это материалистический подход – поиск своего практического приложения в рамках реального мира. Позже, когда уровень самосознания субъекта возрастает, начинают возникать вопросы идеалистического толка. Здесь человек входит в период самоактуализации, понимания себя, как части мыслящей духовной субстанции.

Человек осознает, что существует высшее управление: «Бог есть, Творец есть». Только проблема в том, какие этому Богу и Творцу присуще свойства. Каббала считает «Творцом» самый высший Закон Мироздания. Самый обобщающий, который включает в себя все остальные свои частные законы и всех нас, и все творение на всех его уровнях во всех мирах – вот этот самый общий Закон Мироздания и называется Творцом.

Мы можем сказать, что существует период деятельности человека в мире, когда он находится в исследовании чисто потребительском, затем, когда он начинает исследовать этот мир с точки зрения самой науки, чистой науки, когда он работает на постижение смысла Бытия – это уже период созидания и альтруизма во имя Закона Мироздания.

Что стоит за законом мироздания?

За этим Законом Мироздания находится еще чья-то воля, которая относительно нас проявляется как этот Закон. Так вот эта Воля, стоящая вне Закона Мироздания – она нами не постигается. Она будет постигнута нами, но о ней каббалисты не говорят. Она может быть постигнута только тогда, когда все человечество поднимается до уровня всеобщего постижения этого Общего Закона Мироздания, Творца.

И тогда человечество выходит на следующий уровень постижения, который называется уже постижением сверх этого Закона. Можно сказать, что филогенетически человечество вступит в стадию разумного, осмысленного существования.

Но каким способом человек может исследовать это мироздание? Только через субъективный опыт, отражением мироздания от себя, через рефлексию.

Есть только этот способ, если человек находится в рамках нашего мира, и, наоборот, если он приобретает свойства высшего мира – экран, то он уже начинает ощущать то, что находится вне его органов ощущения. Почему? Потому что, приобретая свойства высшего мира, человек начинает уравновешивать себя внутри и снаружи таким образом, что становится способным воспринимать информацию высшего уровня.

К примеру, мой слуховой анализатор может считывать и обрабатывать информацию определенной частоты. Радиоволны человек не дифференцирует, но это не отменяет их существования, и имеются приборы, которые их улавливают.

Человек способен взрастить в себе «шестой орган чувств», который действует по принципу экрана. Если удается человеку создать экран, то он уже поддается другим законам. На него начинают действовать уже законы Высшего мира – законы полной отдачи.

Развитие науки каббала

Внешний фактор развития науки заключается в том, что существовали определенные исторические и социальные предпосылки вхождения каббалы в мир.

В течение тысячелетий человечество развивалось в своем желании постичь, познать, развиться, овладеть, властвовать над окружающим. И как сказано в каббалистических источниках, что, хотя сама эта наука о познании Высшего мира очень древняя, и насчитывает в своей истории уже более 5000 лет, действительно необходимой человечеству она станет только в определенный период: когда все человечество в основе своей, то есть большие массы людей в мире ощутят необходимость в познании сверх мира, высшего мира, запредельного мира. Это предсказано в древних источниках науки каббала. Подобного состояния большинство людей начнут достигать к концу 20-го века.

У современного человека возникает четкое устремление к познанию неизведанного, Высшего мира. Мы прекращаем верить просто в Творца, как в какую-то добрую высшую силу, которая не имеет четкого описания. То есть, с одной стороны, человечество начинает приближаться к необходимости постичь Высший мир, с другой стороны, требуется, чтобы постижение это было рациональным.

Правильно будет сказать, что каббала проявилась, как общедоступное знание, когда сложились все объективные внешние предпосылки. Общество постепенно начинает созревать для того, чтобы воспринять эту науку.

Именно тогда наука каббала становится необходимой, и внутренние факторы, формирующие науку, так же начинают появляться. У людей есть потребность в новом знании и в новых объяснительных принципах. Это не историческая необходимость, а скорей психологическая. Это обусловлено тем, что из поколения в поколение филогенетически человечество накапливает определенные навыки, опыт, который в онтогенезе субъекта становится его свойством и передается следующим поколениям.

Поэтому каждое поколение рождается с новыми качествами. Оно не теряет опыт. Ребенок не знает, как работать с каким-то механизмом, но он подготовлен к тому, чтобы адаптироваться к нему просто и естественно. Навыки предыдущих поколений становятся в следующих поколениях предпосылками к врожденным задаткам и, в благоприятной социальной ситуации развития, превращаются в способности.

То есть, можно сказать, что конкретный научный метод в изучении человечества базируется на культурно-исторической концепции, возможная связь поколений, так называемая интериоризация знаний (вхождение знания внутрь), когда мы осваиваем знания, накапливая опыт прошлых поколений, пользуемся им, преумножаем и обогащаем, передаем следующим. Но мы не накапливаем его в книгах, мы рождаемся уже с этим опытом внутри нас. То есть, если вы возьмете ребенка сегодняшнего и ребенка, родившегося тысячу лет назад, – у них будут разные внутренние качества, у них будет другая душа. То есть сегодняшний ребенок с легкостью постигает технику, компьютеры и т.д. А его сверстник, родившийся тысячу лет назад, если поместите его сюда, – не сможет адаптироваться к миру. Потому, что все эти жизни, прошедшие человечеством за эти тысячи лет, в нем не отобразились, не интериоризировались внутрь. Человеческий филогенез – это развитие всего человечества, опыт всего человечества, но он реализуется в индивидуальном онтогенетическом опыте субъекта. И индивид в социокультурном развитии превращается в личность, в индивидуальность. Зрелая и сформированная личность со своим индивидуальным взглядом на жизнь способна на высшее постижение Бытия.

Физика высшего мира

Если рассуждать, к какой области наук можно отнести каббалу, то однозначного ответа нет.

Каббала – это та же физика, физика высшего мира, это и биология, смотря на каких уровнях рассуждать.

Каббала говорит о том, что любое постижение состоит из четырех стадий изучения: неживая, растительная, животная и человеческая природы. И они существуют на любом уровне, как нашего мира, так и духовного, потустороннего, который нам предстоит еще ощутить и исследовать. Поэтому каббала должна быть изложена на всех тех языках или уровнях, на которых пишется наука в нашем мире.

Невозможно охватить в нескольких определениях абсолютно все. Есть части в каббале, которые изучают на животном уровне, на растительном. Как многогранен мир, как многолик человек, такими же свойствами должен обладать и метод их исследования, и инструментарий должен быть универсальным.

Естественно, как и в нашем мире, мы приходим к тому, что любая научная деятельность, любое серьезное достижение является следствием работы огромного коллектива ученых. В некоторых случаях даже мирового сообщества. И невозможны достижения одного ученого без того, чтобы он опирался на плечи всех предыдущих поколений, своих современников, чтобы не изучил весь научный багаж, который есть в его поколении.

Так и в каббале: невозможно изучение высшего мира, не находясь в группе исследователей, не будучи поддержанным ими. Следовательно, необходима школа, научный коллектив, который работает над всеми аспектами в изучении высшего мира во всей его многогранности. Одновременно с этим, все полученные знания передаются, обмениваются, обогащаются и, таким образом, они составляют науку каббала – физику высшего мира.

Необходимо добавить, что, хотя каббала является доступной наукой, это знание еще нуждается в разработке, в адаптации для масс. Наука каббала еще ждет своих открывателей. Каббала желает взаимодействовать со всеми остальными науками, потому что она является их частью, продолжением любой из наук в неизведанную область мира, потустороннюю: в исследовании биологии, медицины, физики, химии – в другое измерение, продолжение всех этих наук в другой модели мира, в той, которая нами сейчас не ощущается. В обозримом будущем наука каббала будет делиться на каббалистическую биологию, медицину, психологию, химию, физику, и у каждой из них будет своя особая ветвь.

Михаэль Лайтман

 
« Пред.   След. »
Другие статьи этого раздела
Категория:: На пороге новой психологии
 
Top! Top!
?>