Интегральная психология

 
Главная arrow Восприятие реальности arrow Менегетти А. От иллюзии к деиллюзионизму
05.07.2013 г.
 
 
Антонио Менегетти. От иллюзии к деиллюзионизму Печать E-mail

Источник: Антонио Менегетти – "DESILLUSIONIST" №2 2005

Все мы участвуем в создании вымыслов, фантазий и мифов, то есть в непосредственной деятельности образов, являющихся формой действия. В мире образов есть не только проекты, надежды, будущее, но и скрытая опасность иллюзии. Иллюзия – это оптический обман, конструкция, образ, который не имеет точного соответствия реальности.

Иллюзия – это успокоение, расслабление, побег от внешних обстоятельств, которые очень часто насильственно нас обуславливают. Прогуляться, выкурить сигарету, прочитать хорошую книгу, посмотреть красивые фотографии – все это приятные иллюзии. Иногда иллюзия создается сознательно: мы становимся режиссером «фильма» или истории.

В реальной жизни большинство людей пребывает в иллюзиях.
Это – часть нашего существования. Хотя нужно различать – эта ситуация временная, продуманная, осознанная? Или мы верим в иллюзии? Иллюзия придает расширение, форму, бесконечность нашему потенциалу.

Мы снимаем шляпу перед иллюзией! В момент иллюзии мы веселимся, попадаем в рай (даже если и искусственный, но тем не менее прекрасный) – и это нам нравится. Здесь появляется великий мир искусства, музыки, кино, театра, историй, сказок.

Когда это связано с разумным, функциональным проектом, который рано или поздно приведет к необходимому результату, иллюзия дает удобство, смелость, силу. Кроме того, мы, люди, живем в измерениях пространства и времени и не обладаем простым тотальным мгновением вечности.

Многие иллюзии становятся пристанищем собственной шизофрении. Иногда они позволяют увидеть потенциал жизни, который стоит за образом, а иногда, напротив, способствуют регрессу, так как человек компенсирует с помощью иллюзии то, чего он не имеет в реальности.

Весь мир кинематографии, информации, имиджа, рекламы создает иллюзию, чтобы обеспечить условия развития рынка. Сегодня этот мир состоит из клонов, мемов, копий множества иллюзий. В области социологии, политики, религии очень важным является то, насколько иллюзии соответствуют истине. Никто не знает, что такое истина, поэтому все пытаются изобрести ее. При этом иллюзия – это еще и стремление к истине, мужество дойти до нее. Таким образом, она показывает проект будущего и, в то же время, дает силы не отчаиваться, когда видишь собственную ограниченность.

Иллюзия – это покров Майи.

Любовь – одна из самых больших иллюзий.
Мы влюбляемся в тех, кого мы до бесконечности превозносим, но забываем, что другой человек любит нас порой лишь для того, чтобы быть любимым. И в любви мы часто ищем компенсацию того, чем мы могли бы быть, но никогда не будем, благодаря другому человеку, который любит нас такими, «какие мы есть». И мы на всю жизнь остаемся в прекрасной иллюзии собственного несовершенства.
Иллюзия, в которую большинство людей вовлекается тотально, даёт глубинное алиби, чтобы не действовать. Это та сила, которая сужает реальность. Любить – прекрасно.

Но как важно уметь любить!
И ягненок любит капусту, и солнце любит жизнь…
Если вы хотите быть серьезными в любви, необходимо понять, что важнее любить, а не быть любимыми. Лишь тот, кто способен лишить себя всякой иллюзии любви, а значит, настоять на деиллюзионизме – силён, велик, поскольку умеет по-настоящему любить и давать!

Как только вы нашли свой идеальный объект, нужно подключить весь ум к сохранению этой любви. Но чаще всего мы относимся к ней потребительски – нет великодушия, жизни, приятия свободы другого человека. Любовь становится скрытой паутиной, в которой фактически происходит убийство другого. Наши чувства галопируют в иллюзии, потом приходит осень, и остается лишь голая земля в ожидании зимы.

Любовь прекрасна лишь тогда, когда вход и выход из нее свободен. И эта свобода – в выстраивании деиллюзионизма, существующем не ради отрицания, а ради сохранения любви. Умерщвление иллюзии – это искусство быть собой. Любить – значит быть постоянным источником жизни, постоянно продуцировать.

Завершая, расскажу вам одну притчу:

На высокой горе жили старик со старухой.
Как-то они сидели у огня. Было холодно, бедно. Лишь две головешки поблескивали в камине. Старик со старухой сидели, прижавшись друг к другу, и протягивали руки к головешкам, чтобы согреться. Спустя несколько часов старуха сказала: «Что-то эти головешки всегда одни и те же, может быть, если я подую на них, то они разгорятся и станет теплее».
Старик отвечает: «Нет, лучше этого не делать, а то они быстро сгорят». В конце концов старуха не выдержала и дунула, чтобы разгорелся огонь. Две головешки исчезли, потому что это были лишь глаза кошки, которая смотрела на них.

Многие люди культивируют иллюзии, потому что боятся смотреть вглубь себя. Они боятся, что иллюзии исчезнут и станет хуже, чем раньше. Но, на мой взгляд, лучше пребывать в иллюзии, помня о деиллюзии. Я бы сказал, что в одной руке нужно держать голубку (иллюзию), способную летать, а в другой – змею (деиллюзионизм), способную в любой момент убить ее. Иллюзия – это проекция наших надежд и амбиций. Возможно, это то, какими мы могли бы стать, но не стали.
Когда мои глаза смотрят на бесконечность образов: поэзия цветов на столе, босые ноги женщины, ступающие под дождем, ребенок, прильнувший к груди матери, солнце утром и луна ночью – это лишь ключи к бесконечности. И, возможно, иллюзии закрывают ее на ключ.

Антонио Менегетти

 
« Пред.   След. »
 
Top! Top!
//код подключаемый *перед*