?> Интегральная психология - Карл Рэнсом Роджерс. Взгляд на психотерапию

Интегральная психология

 
Главная arrow Отношения arrow Карл Рэнсом Роджерс. Взгляд на психотерапию
05.07.2013 г.
 
 
Психология для всех
Экономический кризис - психологические причины
Свобода воли
Восприятие реальности
Эволюция сознания
Любовь
Отношения
Эгоизм и альтруизм
Воспитание
Система душ
Профессионалам
На пороге новой психологии
Человек на стыке наук
Биографии авторов
Новые книги
Библиография
Контакты
Рассылки
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Психология 100

Карл Рэнсом Роджерс. Взгляд на психотерапию Печать E-mail

Из книги Карла Роджерса "Становление человека" (М., "Прогресс", "Универс", 1994, 478 с). Публикуется с сокращениями. Полный вариант в независимом психологическом журнале Гуманистической психологии - "The person".

Роджерс о себе: "Я почувствовал, что меня всегда будут интересовать проблемы смысла жизни и возможности его реального улучшения для отдельного человека, но я не мог бы работать в той области, где необходимо верить в какую-то определенную религиозную доктрину. Мне казалось ужасным заставлять себя исповедовать веру только для того, чтобы сохранить профессию. Я хотел найти область, где бы я был уверен, что свобода моей мысли ничем не будет ограничена".

Некоторые существенные итоги моего познания людей.

  1. НЕ получится ничего хорошего, если я буду представлять из себя того, кем на самом деле не являюсь. Это не помогает установлению хороших отношений.
  2. Я добиваюсь большего успеха в отношениях с другими, когда могу быть самим собой, принимая себя таким, какой я есть. Мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно. В результате принятия себя отношения с другими приобретают реальность. Если я принимаю то, что этот человек раздражает, то более вероятно, что я приму и его ответные чувства, и возникающие изменения моего опыта и его чувств. Реальные отношения чаще всего изменяются.
  3. Исключительно важно позволить себе понимать другого человека - это обогащает, делает отзывчивым и дает возможность другому измениться.
  4. Получаю очень многое, когда могу принимать другого человека. В нашей культуре все подвержены штампу: "Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как и я".
  5. Чем больше я открыт для восприятия реальности и внутреннего мира себя и другого, тем менее я стремлюсь "улаживать дела", тем менее склонен ставить цели, формировать людей, манипулировать ими и толкать их туда, куда я бы хотел. Парадокс в том, что тем больше изменяюсь и я и другие.
  6. Я могу доверять своему жизненному опыту и интуиции. Оценки других не являются для меня ведущими.
  7. Факты благоприятны. Любое доказательство приближает нас к тому, что является истиной. А то, что приближает к истине, никогда не может быть вредным, опасным, неудовлетворительным.
  8. Из-за защитных реакций и страха люди могут вести себя жестоко, незрело, разрушительно, антисоциально, причинять боль. Однако мой опыт работы с ними вдохновляет меня и дает мне силы, так как я все время убеждаюсь в положительном направлении их развития на глубинном уровне.
  9. Под слоем поверхностно контролируемого поведения, под горечью, под болью, находится положительное "Я" безо всякой ненависти.

Помогающие отношения.

Во всех человеческих отношениях действует одна и та же закономерность: если существуют условия в виде определенных отношений, то произойдут и определенные изменения. Помогающие отношения характеризуются:

  • Прозрачностью - чувства консультанта доступны его пониманию, он способен каким-то образом "сообщить" о них клиенту, т.е. он "конгруэнтен"
  • Теплым безусловным приятием другого человека (любовью без чувства собственничества). Если мое отношение зависит от каких-то условий, у человека не могут изменяться те качества, которые я не могу полностью принять. И я не могу что-то принять, если напуган каким-то чувством, если сам не принимаю себя в каком-то отношении. Чем меньше использовать оценок, тем больше человек понимает, что центр ответственности - внутри него самого. Положительная оценка - та же угроза, она предполагает право на отрицательную.
  • Глубоким эмпатическим пониманием, дающим видать его опыт с его точки зрения.

При таком отношении клиент начинает понемногу слышать и принимать себя, а значит, способен идти вперед, в направлении более непосредственного восприятия и осознания своих чувств. Он отбрасывает защитное поведение. Помогающие отношения создаются психически зрелым человеком. У тераписта есть глубинное чувство внутренней общности, братства людей. Если клиент это отношение принимает, то расслабляется и дает возможность теплоте любви другого человека уменьшить напряжение и страх, с которым он встречает жизнь. Клиент обнаруживает, что ничего плохого не произойдет, если он впустит в свой внутренний опыт положительные чувства, которые к нему испытывает другой человек - терапист.

Из теории терапии, центрированной на клиенте, следует:

  1. Принятие клиента терапистом приводит к принятию клиентом самого себя.
  2. Чем больше терапист воспринимает клиента как человека, а не предмет, тем скорее клиент начинает воспринимать себя как человека.
  3. У клиента в ходе терапии на основе опыта происходит эффективное изучение "Я".

Любовь - это простое чувство, идущее от одного человека к другому, которое кажется мне более главным, чем сексуальное или родительское.

Я вхожу в отношения с человеком, имея веру в то, что моя приязнь, мое доверие и мое понимание внутреннего мира другого приведут к важному процессу его становления. Сам я иду на риск, так как когда отношения становятся более глубокими, возможна неудача, например отказ клиента от отношений. Я чувствую, что могу потерять часть себя. Временами этот риск остро переживается Когда меня спрашивают, я отвечаю, не спланировав и не проанализировав все сознательно, а просто реагирую на другого. Моя реакция основана на общей организмической чувствительности к этому человеку без участия сознания.

Когда существует полное единство переживания с клиентом, оно обретает "потустороннее" качество - как бы транс в отношениях, из которых оба выходят через час сеанса как из глубокого колодца или тоннеля. Это реальные отношения "Я-Ты". Это пик личностной субъективности.

Я не знаю, куда ведут эти непосредственные отношения, будто мы оба без страха позволяем себе соскользнуть в поток становления, процесса, идущего вперед. Моя уверенность облегчает клиенту задачу войти в поток самому. Быть самим собой - не решает проблем, а открывает новый путь существования, в котором больше глубины и силы переживания, широты и разнообразия. Человек чувствует себя более уникальным и одиноким, но его отношения становятся более глубокими.

В процессе терапии происходит соотнесение слов с их значением в области чувств. Этому нельзя научить. Это - одна из сторон открытия себя. Этот тип знания - истинно субъективный, в нем и даже о нем не может быть прямой коммуникации. Человек может создать определенные условия, которые сделают это знание возможным.

О субъективности объективной науки.

Наука существует только в человеке. Знание - это то, что субъективно принимается и может быть сообщено только тем, кто субъективно готов принять сообщение. Наука осуществляется только людьми, находящимися в поисках ценностей, имеющих для них смысл. Этапы научного исследования:

  1. Творческий период

    Человек стремится к цели, имеющей личное значение. Он погружается в соответствующий опыт, его погружение - полное и субъективное. Он начинает чувствовать область своего исследования, живет ею, организмически реагирует на нее в форме отношений, отсутствующих в его сознании. Появляется чувство направления, неясная формулировка отношений, до этого неосознанных. От нее отсекается все лишнее, из этого рождается гипотеза - утверждение, основанное на личной вере и предчувствии. Это наиболее важная стадия научного поиска.

  2. Сверка с реальностью.

    Чтобы исключить возможность самообмана, в процессе наблюдения используют элементы предосторожности - все сложные методы, накопленные наукой. Математические методы помогают делать разумные выводы. Научные методы существуют, чтобы найти соответствие между субъективным чувством, догадкой или гипотезой человека и объективной действительностью. НО все важные выборы ученый производит субъективно: выбор гипотезы, контрольной группы, статистического анализа, доверие к результатам.

  3. Полученные данные.

    Если ученый в какой-то степени пытается доказать что-то не себе, а кому-то еще, значит он использует науку для защиты от угрозы своей личности. Он не дает ей возможность играть свою творческую роль - служить человеку.

    Иногда ученый не верит своим данным, так как больше доверяет своей интуиции, чем методам науки. Некоторые открытия были обязаны такому неверию, хотя оно может привести и к ошибке. В любом случае - это свидетельство субъективности науки.

  4. Передача научных данных.

    Имеются лишь гипотетические убеждения, существующие субъективно во многих людях. Если эти убеждения не гипотетичны, то это догма, а не наука. Если же никто, кроме исследователя данным не верит, то это или результат аномальной личности, или истина, открытая гением.

  5. Использование науки.

    Это дело субъективного выбора. Насколько человек своими защитными реакциями закрыл для осознания сферы своего опыта, настолько он более склонен делать асоциальный выбор. Наука не может нам угрожать, это делают люди. Но люди, вооруженные средствами, полученными от науки, способны на многие разрушения.

Мысли по поводу обучения.

Значимое обучение - то, которое изменяет поведение человека, его отношения и личность. Это не приращение знаний, а глубокое проникновение в сущность.

  • Задача учителя - создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для учащегося.
  • Важное значение имеет конгруэнтность учителя. Он должен быть таким, какой он есть на самом деле, к тому же он осознает свое отношение к другим людям, то есть принимает свои настоящие чувства. ОН откровенен, может восторгаться, но и скучать в разговорах, которые его не интересуют. Может быть злым и холодным, но и чувствительным и сипатизирующим. Он принимает свои чувства, и у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же.
  • Учитель принимает ученика таким, какой он есть и способен понять его чувства. Условия для появления значимого знания создаст учитель, способный тепло принимать ученика, безусловно положительно относиться к нему и эмпатически понимать его страх, предчувствие и обескураженность при восприятии нового материала.
  • Учитель знакомит учеников со своим опытом и помогает использовать этот опыт, не навязывая его. Он дает знать, что может представить различные средства для продвижения в знании. Передать восторг и энтузиазм, связанный со знаниями, не настаивая, чтобы ученики шли по его пути...
  • Он может прочесть лекцию, но если почувствует растущую скуку и незаинтересованность, то должен среагировать на это, пытаясь понять чувства, возникшие в группе, поскольку его ответ на их чувства и отношения преобладал бы над интересом к объясняемому материалу. Реальная оценка в жизни - это входной билет, а не дубинка над непокорными. Учащийся должен уважать свою мотивацию и свободен выбирать, приложить ли усилия, чтобы получить этот входной билет.

Карл Роджерс

 
« Пред.   След. »
 
Top! Top!
?>