Коллективное бессознательное К.Г.Юнга |
Мы начнем знакомство с коллективным бессознательным с самого известного и популярного разработчика этой темы Карла Густава Юнга и в качестве вступления приведем его цитату, которая сегодня очень популярна в сети интернет: «Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности». Jung C.G., «Memories, Dreams, Reflections». p.220. — 1962 Целью развития человека Юнг считал достижение Самости. Самость (Selbst) по Юнгу - это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Итак, если попытаться перефразировать Юнга, то можно сказать, что для полноценного развития нам необходимо интегрировать сознание с бессознательным. Юнг выделяет два уровня бессознательного. Он писал, что непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании. Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного. Юнг проанализировал сновидения и фантазии своих пациентов и выявил в них образы и идеи, которые никак не вписывались в личностный опыт человека, поскольку они были гораздо шире его возможностей. Затем оказалось, что этот слой бессознательного напрямую связан с мифологическими и религиозными мотивами, которые Юнг обнаружил в культурах древнейших цивилизаций, разделенных между собой во времени и пространстве.К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, "далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие "праформы". Эти "праформы" всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир. Впоследствии эти "праформы" были названы "коллективным бессознательным". Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Юнг выявил, что существует немалое количество символов (образов), присущих всем древним культурам и находящихся в нашем с вами коллективном бессознательном. Чаще всего архетипы могут проявляться в снах и видениях, когда сознательная часть психики не подвергает их обработке. Это неясные, малопонятные образы, которые ощущаются, как что-то безгранично превосходящее человеческую личность. Выражаясь в человеке архетип активизирует определенные поведенческие схемы, делает психику чувствительной к информации определенного типа. Именно прорывом архетипов К. Юнг объяснял кризис европейской культуры в 20—30-х годах, "закат Европы", выразившийся прежде всего в приходе нацистов к власти и второй мировой войне. К. Юнг считал это закономерным следствием развития европейской культуры, ее технического прогресса в овладении миром с помощью совершенствования технологии и упадка символического знания. К. Юнг вошел в историю науки также изучением случайных совпадений одномоментных событий, не связанных друг с другом. (Например, смерть родственника и одновременно тревожный сон; совпадения событий у близнецов, длительное время не имевших контактов друг с другом; проявление сверхинтуиции, как это было со шведским философом Сведенборгом, почувствовавшим на большом расстоянии пожар у себя в доме.) К. Юнг объяснял это синхронностью и связывал с архетипами, проявлявшимися одновременно ментально и физически. В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным. Уникальные труды К. Г. Юнга позволяют взглянуть на многие загадочные феномены нашей жизни в новом свете: например, источник особой одаренности и талантливости выдающихся художников и писателей можно увидеть в этой колоссальной общей «копилке человечества», которую Юнг назвал коллективным бессознательным. В таком случае их талантливость можно объяснить особой чувствительностью к этому пласту, особой степенью настроенности, чуткости, так что это общее коллективное бессознательное проявляется через них. Или феномен предчувствия или ощущения происходящего события без явного знания о нем так же говорит нам о том, что существует некая связь между событием и ощущающим его на растоянии человеком. Юнг также говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: «в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание - это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром». «Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия» (К.Г. Юнг, 1928). Все эти факты являются неопровержимым доказательством одной важной для нас вещи, а именно, наличия какой-то глубинной связи соединяющей в себе все и вся, наличие какого-то единого общего корня или общей души, если можно так назвать это образование. Причем, как следует из наблюдений Юнга, она живет и развивается по своим законам, независимо от того, что люди приходят и уходят. И каждое поколение и каждый отдельный человек вносит свой вклад в это общее развитие. А что внесем в это развитие мы, читатель? Футбольные оргии? А может быть, читатель, мы сможем когда-нибудь выйти из этого «эгоистического комка личных желаний» к «широкому миру объективности» и реализовать «более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия»? |
« Пред. |
---|