№ 10. Пространство человеческих отношений |
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса | |
Человек, формирующий в себе правильное отношение к ближнему,
постепенно переходит в иное измерение, отличное от всего, что мы знали, и возвышающееся над всеми нашими прошлыми вершинами. Человек соприкасается с совершенством самой природы.
Правда о человеческих отношенияхЧеловек существо социальное, поэтому потребности его необычайно широки и многоплановы. Среди них не только простейшие: в еде, сексе, в семье и крове. Жизнь в обществе развивает в нем желания обогащения, власти и почета, желания знаний и духовных ценностей. Удовлетворению этих потребностей и служит все множество взаимоотношений в обществе. При всем их неисчислимом многообразии взаимоотношения поддаются классификации. И не только согласно сферам деятельности, кровной и этнической близости и многим другим критериям. Два наиболее общих типа основ взаимоотношений между людьми - это получение и отдача. Эти две основы присутствуют в каждом взаимодействии, в каждой транзакции. Когда цель участников взаимодействия - получение, то есть эгоистическая (а в норме невозможно получить, ничего не дав взамен), тогда отношения строятся на договорной основе, а отдача основывается на разумном эгоизме. Тогда отношения между людьми и обществами приобретают со временем вид в лучшем случае перемирия, которое при первой же возможности нарушается тем, у кого желание получить сильнее. Ситуация такого перемирия чревата кризисами и взрывоопасна, то есть все время существует тенденция сползания к войне. То, что вся история людей, человечества представляет собой подобное перемирие, - и поэтому практически считанные годы на планете прошли без войн, - говорит о том, что желание получить является общей для всех и основной силой, движущей людьми. Войны же лишь по-новому перекраивают пропорции все того же взаимного получения. В то же время мы знаем, что нет счастливее пары или группы людей, стремящихся к удовлетворению потребностей друг друга и думающих только об этом. Обычно это называют любовью, и люди, объединенные этой любовью, практически воплощают идеал будущего человечества. Ведь векторы их желаний направлены не вовнутрь, и источник личного удовлетворения - счастье другого. Несмотря на то, что явление это очень распространено, оно до сих пор не стало основой взаимоотношений в обществе. Одна из причин этого в том, что от людей пока скрыто, - что именно является основой их взаимоотношений. Люди лишены добротной, обоснованной информации о том, что:
Широкое распространение знаний об этом:
Карл Р. Роджерс. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личностиКарл Р. Роджерс (1902-1987) - американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Профессиональную деятельность начал в качестве психолога в исследовательском отделе Общества по профилактике детской жестокости в г. Рочестер, Нью-Йорк. Президент Американской ассоциации прикладной психологии (1944-45), Американской академии
психотерапевтов (1956-58). В начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: "Как я смогу вылечить или изменить этого человека?" Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: "Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?" Все, что я узнал, применимо ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с клиентами, имеющими проблемы, поскольку все мы - участники человеческих отношений. Я обнаружил, что чем более я искренен в отношениях с клиентом, тем более это помогает ему. Второе условие заключается в следующем: чем более я принимаю другого человека, тем более я способен создать те отношения, которые он сможет использовать. Под принятием я понимаю теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Я также думаю, что хорошие отношения с другим человеком значимы лишь постольку, поскольку у меня есть постоянное желание понимать его - тонкая эмпатия его чувств и высказываний, как он их представляет себе в этот момент. Имеется также и полная свобода от любой моральной или диагностической оценки, так как все они, мне кажется, являются угрозой для личности. Моя гипотеза заключается в том, что при таких отношениях индивид изменяется и на сознательном, и на более глубинном уровне своей личности, чтобы справиться с трудностями жизни более конструктивно. Такой человек лучше принимает других и видит их более похожими на себя. Подобные изменения происходят у него и в поведении. На него меньше действует стресс, после него он быстрее приходит в себя. Как замечают друзья, он становится более зрелым в поведении. У него меньше защитных реакций, он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации.
Ролло Мей. Раненый целитель
Эти идеи пришли ко мне, когда я проводил в Нью-Йорке собеседования со студентами, кандидатами на обучение в аналитическом институте. Я спрашивал себя: "Что должно быть у человека для того, чтобы стать хорошим психотерапевтом? Что такого должно быть у этой конкретной личности, что подскажет нам, что вот он тот самый человек, который действительно сможет помогать другим людям? Мне было достаточно ясно, что это не приспособление или адаптированность. Адаптированность - это абсолютно то же самое, что и невроз, и в этом проблема этого человека. Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран. Психологи, которые становятся психотерапевтами, так же, как и психиатры - это люди, которые будучи детьми должны были стать терапевтами собственных семей. Та проницательность, которая приходит к нам благодаря собственной борьбе с нашими проблемами, и приводит нас к тому, чтобы мы развили эмпатию и креативность по отношению к другим... и сострадание... Мы видим ещё один талант, которым, безусловно, обладала Фромм-Райхманн, который был у Аба Маслоу и Гарри Стака Салливана (величайшие практики и теоретики психотерапии)- у них был талант сострадания, умение чувствовать других людей, умение понимать их проблемы - вот ещё одно качество, которым должен обладать хороший психотерапевт. Период дегенерации и хаос, я надеюсь, не вечны, но ведь он часто может быть использован как способ реформации и реорганизации нас на новом уровне. Как сказал К. Г. Юнг "Боги возвращаются к нам в наших болезнях".
Джеймс Ф.Т. Бьюдженталь. Предательство человечности По сути, каждый человек во многом представляет собой тайну для другого человека, - будь то терапевт, супруг, родитель, возлюбленный, друг или коллега. Все мы - загадки, потому что каждый из нас живет в отдельном мире. Говоря о "тайне", я говорю о более глубинной и до конца не выразимой сущности каждого человека, которую каждый из нас может интуитивно ощущать в себе и окружающих людях. Существенную сторону нашей субъективности составляет способность обладать стремлениями и намерениями, а также осуществлять их или отказываться от них. Мы, терапевты, во всех случаях работаем с самой могущественной из сил известного нам мира - с человеческим намерением, интенцией. Намерение, интенция служит источником нашей внутренней субъективной активности. Хотя мы и не можем давать ответов на вопросы клиентов о том, "как...", мы все же можем помочь им исследовать свои сознаваемые и неосознаваемые импульсы в связи с любым вопросом, над которым они хотели бы поработать. Есть основание полагать, что субъективности отдельных людей могут переплетаться на очень глубоких уровнях (Стерлинг, 1991). Я убежден, что в нашем существовании и человеческих взаимоотношениях есть нечто большее, чем допускает традиционное воззрение. Нам необходимо вспомнить мудрое замечание Швейцера (Бьюдженталь, 1989): "Только тот, кто уважает личность другого, может реально ему помочь".
|
« Пред. | След. » |
---|