Интегральная психология

 
Главная arrow Свобода воли
06.07.2013 г.
 
 
Психология для всех
Экономический кризис - психологические причины
Свобода воли
Восприятие реальности
Эволюция сознания
Любовь
Отношения
Эгоизм и альтруизм
Воспитание
Система душ
Профессионалам
На пороге новой психологии
Человек на стыке наук
Биографии авторов
Новые книги
Библиография
Контакты
Рассылки
Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Психология 100

Свобода воли

Что мы обычно подразумеваем под выражением «Свобода воли»?

Свобода считается в нашем обществе высшим благом. За нее сражаются и погибают. Но что же, собственно это такое? Как правило, человек пытается добиться права поступать и жить, так, как он считает нужным, согласно своему желанию и пониманию. Есть такой популярный тост: «Чтобы нам все было, и нам за это ничего не было». Вот так вкратце выражается суть нашего понимания свободы – свобода иметь все независимо от общества, от окружающих, будь то иноземные захватчики или неприятные соседи, мировой империализм или строгий начальник.

Сидит мужик один перед бутылкой водки и сам с собой разговаривает: «Вот как так получается: сила есть! И воля есть! А силы воли нету?!» Анекдот анекдотом, но в нашем обществе все обстоит именно так. Регламентированы всякие права, свобода выбора, и мы даже как будто пользуемся этими правами, но кого ни спроси, свободным себя никто не ощущает.

Но есть ли в принципе какая-то свобода воли у человека, если фактически сам он ничего не выбирает? Мы не выбираем место рождения, родителей, мы не выбираем сами детский сад и школу, окружение, поставляющее нам свое мировоззрение, исходя из которого потом мы и делаем свой выбор. Получается, что к 15-17 годам каждый из нас представляет собой то, что слепило из него окружение, повлияв на него единственно возможным образом. Ведь наше сознание, наше представление о внешнем мире складывается исключительно из того опыта, который мы получаем в процессе созревания. В первую очередь из ближайшего окружения – родители, родственники, друзья, учителя, одноклассники.

Но вот мы доросли до времени, когда нужно выбирать, где мы будем дальше учиться и каким образом вступим во взрослую жизнь. И выбор получается, прямо скажем, не детский. С одной стороны, мы вынуждены выбирать из того, что у нас сложилось в результате семнадцатилетнего развития в среде, которую мы не выбирали. А с другой стороны – именно сейчас мы начинаем нести ответственность за этот выбор, хотя фактически его делает за нас наше окружение. То есть, я представляю себе, кем бы хотел стать через 5-10 лет учебы и работы и доверяю себя какому-то учебному заведению или трудовому коллективу с тем, чтобы они слепили из меня того, кем я, по моему выбору, должен стать,– врача, инженера, летчика и т.п. Таким образом, делая свой выбор, я выбираю именно общество, окружение.

При этом когда человек делает выбор, он делает его из того понимания, которое сложилось в результате продолжительного воспитания. Он может воcпроизводить только те правила и образцы поведения, которые усвоил. То, чего нет в его сознании, он никогда не сможет сделать, потому что не может нечто возникнуть из ничего.

Однако может так оказаться, что во время учебы я пойму, что мне совсем не хочется быть врачом, инженером или летчиком, а хочу стать, например, психологом. И в таком случае я меняю учебное заведение или трудовой коллектив, то есть то общество, которое «строит» меня определенными образом.

Практически получается, что всю сознательную жизнь мы пробуем разные новые общества, компании и, осознаем мы это или нет, они делают из нас каждый раз нового человека. Таким образом, наша свобода воли заключается в том, чтобы выстраивать свое сознание посредством включения себя в различные окружения, которые будут на нас по-разному влиять.

Какой бы выбор мы ни делали, мы всегда будем исходить из нашего прошлого опыта. Но поскольку мы знаем, что прошлый опыт был нам навязан окружением, получается, что и выбор в результате навязан тем же окружением. Люди боятся, что кто-то будет иметь на них влияние, которого они не смогут избежать. А при этом, сами того не осознавая, мы являемся следствием влияния каждого коллектива, в котором мы работаем, учимся, растем. Значит, нам остается только выбирать, под влияние какого именно окружения себя подставить.



М. Санилевич. Свобода выбора Печать E-mail
Image

Свобода - это возможность наперекор своей эгоистической природе принимать решения, основанные на совершенно другом принципе, другой формуле, другом алгоритме. Область этих независимых решений находится вне нашей эгоистической природы.

Подробнее...
 
Римантас Кочюнас. Свобода и психотерапия Печать E-mail

Можно назвать три глобальные темы, прикосновение к которым в психотерапии может исчерпать практически все разнообразие человеческих проблем и трудностей, с которыми люди обращаются к психотерапевтам. Это – свобода, любовь и конечность нашей жизни. В этих наших глубочайших переживаниях кроется как огромный жизненный потенциал, так и неисчерпаемый источник тревоги и напряжения. Здесь остановлюсь на одной из составляющих этой триады – теме свободы.

Подробнее...
 
Дмитрий Леонтьев. Психология свободы Печать E-mail

Самодетерминация личности не относится к числу традиционных тем академической психологии. Сложность, философская "отягощенность" этой проблемы, опасность соскальзывания научного анализа в публицистику при ее рассмотрении явились причиной того, что она стала входить в поле зрения психологии лишь с начала 40-х гг. нашего столетия начиная с классической книги Э. Фромма (Е. Fromm) "Бегство от свободы". Несколько десятилетий данная проблема рассматривалась преимущественно экзистенциально ориентированными авторами, книги которых получали широкую известность, но мало влияли на основное русло академической психологии личности. Лишь с 80-х гг. проблемой самодетерминации (под разными названиями) стала серьезно заниматься академическая психология на Западе; наиболее разработанными и известными являются теории Р. Харре (R. Hаrrе), Э. Деси (Е. Deci) и Р. Райана (R. Ryan) и А. Бандуры (A. Bandura). В советской психологии эта проблема не изучалась сколько-нибудь серьезно; сейчас, после перестроечного публицистического периода, она вполне закономерно начинает привлекать к себе внимание все большего числа исследователей. Тем не менее на сегодняшний день мы находимся на начальной стадии изучения психологических основ самодетерминации.

Данная статья носит по преимуществу постановочный характер. Сначала попытаемся максимально конкретно сформулировать саму проблему и задать основные понятия в их соотнесении друг с другом. Затем дадим обзор основных подходов к проблеме свободы и самодетерминации личности в мировой психологии. В заключение наметим ряд теоретических гипотез и частных проблем, образующих составные части общей проблемы самодетерминации.

Подробнее...
 
Владимир Соловьев. Свобода воли - история вопроса Печать E-mail

СВОБОДА ВОЛИ = СВОБОДА ВЫБОРА (το αυτεξουσιον или το εφημιν, liberum arbitrium) - от времен Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос, который при объективной логической постановке сводится к общему вопросу об истинном отношении между индивидуальным существом и универсальным, или о степени и способе зависимости частичного бытия от всецелого.

Подробнее...
 
Ирвин Ялом. Воля Печать E-mail

Фрейд так и не разрешил противоречие между своей детерминистской моделью и своими терапевтическими усилиями; в работе "Эго и Ид", написанной им в шестьдесят семь лет, он отмечал, что задача терапевта – "дать Эго пациента свободу выбрать тот или иной путь". Это часто цитируемое утверждение является решающим доказательством неприемлемости его детерминистской модели человека. Пусть традиционная аналитическая мысль рассматривает человеческое поведение как полностью детерминированное, пусть она расщепляет человеческую психику на конфликтующие доли (Эго, Супер-Эго и Ид; или предсознательное, бессознательное и сознательное), – по-видимому, это не избавляет от необходимости ввести представление о некой недетерминированной сути. Новейшие Эго-аналитики, выдвигающие концепцию "автономного Эго", продолжают обходить этот вопрос. Можно подумать, что в одной из частей заключен некий свободно выбирающий гомункулус. Но, конечно, это совершенно бессмысленная идея – говоря словами Мэя, "как часть может быть свободной, если целое не свободно?"

Некоторые терапевты пытаются разрешить эту дилемму, утверждая, что хотя люди испытывают субъективное ощущение свободы и выбора (и терапевт пытается усилить его), тем не менее это состояние иллюзорно – так же детерминировано, как любое другое субъективное состояние. Этот аргумент в точности приводится такими рационалистами, как Гоббс и Спиноза. Гоббс считает человеческое ощущение свободы фантазмом сознания. "Если бы деревянный волчок, который раскручивают мальчишки, ...иногда вертящийся, иногда ударяющий окружающих людей по голеням, отдавал себе отчет в собственном движении, [он] думал бы, что оно происходит по его собственной воле". Точно так же Спиноза говорил, что самосознающий и способный чувствовать камень, приведенный в движение какой-то внешней (неизвестной) силой, "верил бы, что он полностью свободен, и думал бы, что продолжает двигаться исключительно благодаря собственному желанию". Однако психотерапевты, полагающие, что свобода – лишь иллюзорное субъективное состояние, загоняют себя в угол: утверждая, что результатом успешной психотерапии является переживание пациентом большей свободы выбора, они фактически заявляют, что цель терапии – создать (или восстанавливать) иллюзию. Этот взгляд на терапевтический процесс, как указывает Мэй, абсолютно несовместим с одной из основополагающих ценностей психотерапии – поиском истины и самопознания.

Подробнее...
 
 
Top! Top!